Информационный портал для детей-инвалидов и их родителей
Главная Законы Организации Написать нам Наши курсы Вход
Обычная работа с необычными детьми
12.02.2009
Image В детской библиотеке № 85 ЦБС “Лефортово” проводятся традиционные сеансы смехотерапии.
   Сначала все было вполне серьезно. В руках у библиотекаря оказались картинки смешных литературных героев – Незнайки, Фомы, Чебурашки. Десять ребят сидели рядком на стульчиках и старательно вспоминали, в каких произведениях они появились и кто их автор.
 
Ну, заяц, погоди!
  Кулинарный конкурс понравился особенно: малышам завязывали глаза и давали продегустировать разные вкусности – кусочки изюма, банана, соленого огурца, морковки и т. д. Посмешили те, кто спутал огурец с перцем, виноград с яблоком, а лимон с ананасом.
   Дальше больше: начались примерки костюма коровки – пушистая плюшевая шапочка с рогами и такая же коричневая манишка с белой грудкой. Каждый переодевшийся в корову должен был промычать новогоднюю мелодию. Мычали натурально, хотя мелодия прослушивалась слабо. Но это и не важно, главное – зрители поддержали всех мычавших веселым смехом.
   Чуть-чуть отдохнули, разгадывая литературные загадки, и опять ребячий круг, покатываясь со смеху, передает от одного к другому воздушный шарик, формой напоминающий кость, а на деле оказавшийся зайцем.
   Задача не из легких: шарик зажимается под мышкой и передается под мышку соседу. Непослушный заяц все время норовит выскочить, а тут навстречу начали передавать другого такого же воздушного зайца – возня, азарт, смех! Я не стала ждать конца сеанса, и так ясно: смехотерапия удалась. Именно так называются эти мероприятия в Центральной детской библиотеке № 85 ЦБС “Лефортово”, что находится в Юго-Восточном округе столицы.
   Честно говоря, не ожидала, что этих детей удастся растормошить и рассмешить: ведь сегодня сюда пришли непростые дети, у большинства из них серьезные нарушения психики, а в медицинской карточке стоит слово: инвалидность.
 
Старательные ручки
   Детские библиотеки часто устраивают утренники и прочие праздники, но работать с малышами-инвалидами не каждому по силам. Так случилось, что неподалеку от библиотеки находится специальная (коррекционная) школа, которая занимается обучением детей с нарушением развития интеллекта по специальной программе. А еще рядом расположен Центр общества детей-инвалидов “Радуга”. И наряду с детишками, которые получили инвалидность из-за серьезных заболеваний почек, печени, сердца, эндокринной системы, в библиотеку стали ходить ребята, инвалиды детства, которым поставлены диагнозы “умственная отсталость”, “олигофрения”, “даунизм” и т. д. Всех их приглашает к себе Центральная детская библиотека № 85.
   Хоть библиотека и не лечебное учреждение, сюда пробралась врачебная терминология: что ни мероприятие, то терапия: смехотерапия, трудотерапия или, например, “Книжкина больница”.
– Объясняем малышам так: вот, например, вы простужаетесь, начинаете чихать, кашлять, – рассказывает директор детской библиотеки №85 Валентина Сорокина. – И книжка тоже начинает хворать, если попадает в руки неряхи, если ей много лет и т. д.
  Значит, книжку тоже надо подлечить, у книжки свои лекарства – клей, ножницы. И если ты ее вылечишь, то она сможет найти своего читателя и подарит радость! У этих малышей очень старательные ручки, а самые усердные получают звание “Книжкин доктор” с удостоверением. Они особенно успешны там, где требуется усидчивость и кропотливость, – в склеивании из бумаги фигурок, бисероплетении, рисовании, лепке и др. И всем этим с ними занимаются в библиотеке преподаватели-энтузиасты.
   За невеликую зарплату они готовы работать с детьми целый день. Даже уборщица подключилась к воспитательной работе – ведет кружок поделок из бумаги! Благо образование и умение позволяют.
   И какие фигурки делают, диву даешься. А на первом этаже библиотеки работает компьютерный клуб, где проходят уроки компьютерной грамотности для инвалидов. Ведет его Анна Куценко, удивительной души человек, дети к ней так и льнут.
 
Поставьте себя на их место
   Когда библиотека начинала работать с особенными детьми, не было ни опыта, ни методик. Учились в процессе работы, и главным принципом при этом был классический: “Не навреди”. Приглашали специалистов, ездили на семинары, советовались с педагогами-дефектологами. Но многое узнавали и сами, общаясь с ребятами во время мероприятий, и теперь готовы поделиться опытом со всем округом. В библиотеках часто проводят массовые мероприятия, но для особенных это не годится, лучше всего они раскрываются в небольшом коллективе, не больше десяти человек.
   Кроме того, дети ранимы, очень чувствительны к фальши, и надо сделать все, чтобы каждый из них был в центре внимания, получил свой приз, чтобы каждый ребенок-инвалид почувствовал уверенность в себе и самодостаточность.
   И не стоит собирать вместе на одном мероприятии детей-инвалидов с разными диагнозами, например, опорников и детей с нарушениями в психике. Инвалиду-опорнику тяжело ходить, но интеллект у него мощный, и конечно, ему неинтересно отвечать на вопросы и разгадывать загадки, которые заставляют долго думать воспитанников коррекционной школы. А вот на какой-нибудь интеллектуальной викторине среди равных по развитию он будет в своей тарелке… Может быть, самая главная проблема сегодня касается не больных детей, а нас, здоровых. Это нам нужно научиться правильно и нормально воспринимать людей, которые не такие, как все… Вот почему и для чего здесь устраивают специальные занятия, на которых здоровым детям дают почувствовать, каково живется инвалидам.
   Предлагают походить с завязанными глазами, на одной ноге, взять, перенести книгу одной рукой и т. д. Все для того, чтобы здоровый ребенок проникся сочувствием к своему сверстнику, понял, насколько ему тяжело, как нельзя его дразнить и унижать…
   
ImageИзвестно, что на психику благотворно влияет музыка. Так почему бы не попробовать музыкальное воспитание для больных ребятишек? Совместно с детской музыкальной школой здесь было открыто новое направление работы, которое назвали “Скрипичный ключ здоровья”.    Теперь в библиотеку приходят с концертами не только дети, но и преподаватели школы.
   Работники библиотеки заметили, что на таких ребят очень благотворно влияют флейта, виолончель, скрипка – малыши сидят как завороженные, полное ощущение целебного сеанса. Родители после этого звонят с благодарностями, у ребенка явно повышается жизненный тонус, а мамы просят: “Вы нас приглашайте на следующие мероприятия, не забудьте!” Иногда помогает случай.
 
 ImageНесколько лет назад перед Пасхой в библиотеке решили провести соответствующий вечер. Но кто смог бы рассказать детям об этом празднике? Валентина Сорокина пошла за помощью в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. И когда с рассказами о Евангелии, Пасхе, Рождестве пришли к детям верующие люди, дети слушали, разинув рот, Библия для них была уже не какая-то непонятная книга, а живое, интересное слово Божье...
   Так родилась новая форма работы – духовное просвещение, и назвали эти занятия “В духовной простоте беседовать о Боге”. Эти беседы ведет давний читатель детской библиотеки Вадим Вершинин – молодой человек, окончивший семинарию. А недавно он с ребятами-инвалидами провел экскурсию по православным храмам. Центр “Радуга” выделил автобус, а Вадим Александрович был экскурсоводом.

 Все звери в гости к нам
   Вы, наверное, не поверите, но иногда в этой библиотеке случаются и совершенно фантастические вещи – скажем, здесь часто бывают в гостях… звери! Загрузив своих питомцев в микроавтобус, работники Московского зоопарка уже не первый год приезжают в Юго-Восточный округ на встречу с маленькими читателями детской библиотеки. В гостях у ребят побывали игуана, змеи, обезьянка, лисичка, бобер, заяц, хорек, песец, ежики, попугай, сова и множество других животных! Вообще, биологи и натуралисты – частые гости в библиотеке, а в поддержание звериной темы здесь периодически проходят “Мур-турниры” и “Дог-шоу”, куда ребята приходят со своими питомцами и показывают все, на что их маленькие друзья способны.
   Библиотека постоянно ищет новые формы, не боится экспериментов, несколько лет назад здесь начал работать родительский совет, а недавно создан семейный клуб “София”. Сюда приходит психолог, дает мастер-класс по народному искусству художник-прикладник, а главное – здесь есть возможность провести свое свободное время с ребенком весело, активно и с пользой, адаптировать его к действительности, расширить рамки общения.
   Так что библиотека сегодня – это не просто стеллажи с книгами, абонемент и читальный зал с подшивками газет; это гораздо больше…

Прямая речь
   Директор Центральной универсальной научной библиотеки имени Н. А. Некрасова Светлана Николаевна Просекова:

– Все ли мы, библиотеки, делаем для населения детского и взрослого, особенно для жителей с ограниченными возможностями? На самом деле далеко не все. В фондах библиотек накоплены миллионы книг, периодики и информационных ресурсов. Но могут пользоваться ими только четверть населения нашего города. Причин много, и не все зависит от самих библиотек. В городе не хватает более двухсот библиотек, особенно это касается новых жилых районов. Именно там, по статистике, меньше всего пользователей библиотек. В составе обделенных библиотечными услугами – инвалиды, пенсионеры и другое малоподвижное население. О шаговой доступности можно только мечтать. Библиотеки – это последний бесплатный социальный институт. Именно библиотеки должны быть доступными, обеспечивать всех жителей информацией и литературой, особенно сейчас, когда снижаются покупательские способности большей части населения. Быть рядом – наша задача, особенно с теми, кому трудно. Библиотеки строят свою работу по двум основным принципам: обеспеченность и доступность. Обеспеченность – это полноценное пополнение фондов библиотек. Для решения этих проблем в 2008–2010 гг. из московского и федерального бюджетов запланировано и уже выделяется несколько десятков миллионов рублей. Обеспечение доступности – более сложная задача, но решаемая. Мы приступаем к обслуживанию на дому семей, которым библиотечно-информационные услуги были недоступны.
  С управлениями социальной защиты ВАО и ЮВАО прорабатывался список нуждающихся в этой услуге, намечаются те категории населения, которым на дом будет доставляться вся необходимая литература. В первую очередь это относится к инвалидам и детям-инвалидам. В 2010 году (надеемся) всем нуждающимся будут доступны книги и любая информация. Очень важно, что эта услуга оказывается не только самому нуждающемуся, но и всем членам семьи. Выполнять эту работу будут студенты, старшеклассники, которые начнут свою трудовую деятельность, участвуя в социально значимом проекте и одновременно помогая себе материально для продолжения учебы. Молодые люди будут приходить в семьи, общаться, узнавать их интересы, составлять заказы и доставлять в эти семьи книги. Еще одно направление работы библиотек – трудоустройство людей с ограниченными возможностями. В городе достаточно много людей, имеющих инвалидность, но способных работать. Для них предусматривается создание рабочих мест с предварительным обучением навыкам реставрации и переплета книг. У нас уже есть опыт организации труда надомников. Вместе с книгами им привозятся расходные материалы, оборудование. В результате польза для всех – сохраняются книги для дальнейшего использования, меньше списывается литературы. Кроме оплаты труда, инвалиды получают возможность участия в активной жизни, что немаловажно для каждого человека. При этом книги им доставляются с учетом возраста каждого члена семьи, чтобы каждому было интересно участвовать в общей работе. Особой заботой будут окружены социальные, особенно детские учреждения.
  Это далеко не все, что планируется сделать силами библиотек при поддержке правительства Москвы. Мы и дальше будем поддерживать всех тех, кто должен получать первые навыки чтения, кто хочет читать, узнавать что-то новое, кто стремится учиться, работать. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие всех структур власти, чтобы нынешний год действительно стал ГОДОМ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ с большой буквы.
Добавить новый
Добавить комментарий
Имя:
E-mail:
 
Заголовок:
:angry::0:confused::cheer:B)
:evil::silly::dry::lol::kiss:
:D:pinch::(:shock::X
:side::):P:unsure::woohoo:
:huh::whistle:;):s:!:
:?::idea::arrow:
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.20 Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 

Поиск по сайту

Материалы по дате

« 23 Сен 2017 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Архив материалов
Создание портала:
Государственное образовательное учреждение центр дополнительного образования детей "Дистантное обучение"
Юго-Западное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы