Информационный портал для детей-инвалидов и их родителей
Главная Законы Организации Написать нам Наши курсы Вход
О федеральной целевой программе 'Дети России' на 2003-2006 годы
03.10.2002
Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 года N 732 'О федеральной целевой программе 'Дети России' на 2003-2006 годы' (с изменениями на 30 декабря 2005 года)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 октября 2002 года N 732

О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы
(с изменениями на 30 декабря 2005 года)
_
___________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459; постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 847. ____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Дети России" на 2003-2006 годы, включающую в себя подпрограммы "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты" и "Дети-инвалиды" (далее именуется - Программа). *1)

2. Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, государственными заказчиками подпрограмм: *2)

"Здоровый ребенок" - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию и Федеральное агентство по образованию;

"Одаренные дети" - Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Федеральное агентство по физической культуре и спорту (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 847- см. предыдущую редакцию);

"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по образованию, Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральную службу исполнения наказаний;

"Дети-сироты" - Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;

"Дети-инвалиды" - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по культуре и кинематографии.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию)

3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству образования и науки Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на соответствующие годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию).

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать при разработке региональных программ социально-экономического развития меры по социальной поддержке и улучшению положения детей.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 октября 2002 года N 732

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ РОССИИ" на 2003-2006 годы
(с изменениями на 30 декабря 2005 года)
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Дети России" на 2003-2006 годы

Основание для разработки Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 года N 292-р
Государственный заказчик координатор Программы - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию)
Государственные заказчики подпрограмм - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию,
Федеральное агентство по образованию,
Министерство внутренних дел Российской Федерации,
Федеральная служба исполнения наказаний,
Федеральное агентство по культуре и кинематографии,
Федеральное агентство по физической культуре и спорту
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 847- см. предыдущую редакцию)
Основные разработчики Программы - Министерство труда и социального развития Российской Федерации
Министерство здравоохранения Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации
Исполнители Программы - организации, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе
Перечень подпрограмм - "Здоровый ребенок"
"Одаренные дети"
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
"Дети-сироты"
"Дети-инвалиды
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию)
Цель Программы - улучшение качества жизни и здоровья детей; решение проблем неблагополучия детей, в том числе проблемы детской безнадзорности и беспризорности;

государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов;

формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей Задачи Программы - обеспечение условий для рождения здоровых детей, профилактика детской заболеваемости и инвалидности;

формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции с обществом детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях (опека, патронат, усыновление);

государственная поддержка семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечение детей-инвалидов современными индивидуальными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими им самообслуживание Срок реализации Программы - 2003-2006 годы Перечень основных мероприятий Программы - государственная поддержка материнства и детства; совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;

создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей;

улучшение социального обслуживания детей-инвалидов, их социальная интеграция и профессионально-трудовая реабилитация;

научное обеспечение реализации программных мероприятий;

развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, оказывающих всестороннюю помощь и поддержку детям, в том числе строительство и реконструкция таких учреждений;

создание и внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

осуществление государственной поддержки и социальной защиты одаренных детей;

спортивно-оздоровительная работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

реформирование системы опеки и попечительства;

внедрение и развитие системы постинтернатной адаптации;

обеспечение качественного образования и трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

интеграция детей-сирот с обществом;

создание для детей-сирот условий воспитания и развития, максимально приближенных к семейным;

развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

мониторинг соблюдения прав детей-сирот, развития и жизнеустройства воспитанников и выпускников образовательных учреждений для детей-сирот;

социально-бытовая, профессиональная и трудовая реабилитация детей-инвалидов
Объем и источники финансирования Программы (в ценах 2003 года) - общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования 20377,99 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 6739,62 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 13417,24 млн. рублей, внебюджетных источников - 221,13 млн. рублей;

подпрограмма "Здоровый ребенок" - 3526,42 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 1472,21 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 2049,98 млн. рублей, внебюджетных источников - 4,23 млн. рублей;
подпрограмма "Одаренные дети" - 200,95 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 148,91 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации 41,64 млн. рублей, внебюджетных источников - 10,4 млн. рублей;

подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - 5887,05 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 1563,4 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 4183,65 млн. рублей, внебюджетных источников - 140 млн. рублей;

подпрограмма "Дети-сироты" - 2330,2 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 1577,3 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации 730,4 млн. рублей, внебюджетных источников - 22,5 млн. рублей; подпрограмма "Дети-инвалиды" - 8433,37 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 1977,8 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации -6411,57 млн. рублей, внебюджетных источников - 44 млн. рублей Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - улучшение положения детей в Российской Федерации, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

снижение показателей материнской смертности до 30 на 100000 родившихся живыми, младенческой смертности до 13 на 1000 родившихся живыми, детской смертности на 15-20 процентов, заболеваемости женщин на 3-5 процентов;

развитие системы выявления и поддержки одаренных детей, оснащение и материально-техническая поддержка специализированных учреждений по работе с одаренными детьми;

стабилизация семьи как социального института;

снижение численности безнадзорных детей, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних; расширение сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (до 1225 единиц);

предупреждение социального сиротства, создание условий для развития детей-сирот в семьях различного типа;

увеличение количества детских реабилитационных центров для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями до 350 единиц и численности обслуживаемых в них детей до 150 тыс. человек;

обеспечение более 30 тыс. детей с церебральным параличом, 10 тыс. слепых и слабовидящих, 25 тыс. глухих и слабослышащих детей индивидуальными техническими средствами самообслуживания, более 6 тыс. детей-инвалидов ортезными изделиями и более 8 тыс. детей с сахарным диабетом глюкометрами Система контроля за исполнением Программы - контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и государственными заказчиками подпрограмм совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и с участием Министерства финансов Российской Федерации, а также Министерства образования и науки Российской Федерации (в части научно-исследовательских работ)
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию)

Введение

Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003-2006 годы (далее именуется - Программа), разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 года N 292-р, включает в себя пять подпрограмм: "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты" и "Дети-инвалиды".

Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик-координатор - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию).

Основной задачей Программы является формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Накопленный опыт решения вопросов по улучшению положения детей в рамках федеральных целевых программ, результаты анализа реализации их мероприятий, наличие проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в регионах подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.

Последовательное осуществление мер по улучшению положения детей должно привести к улучшению демографической ситуации в стране, укреплению ее интеллектуального потенциала.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В условиях экономических и социально-культурных трансформаций в Российской Федерации за короткий срок сформирована адекватная рыночным условиям и современному этапу развития законодательная база, найдены принципиально новые механизмы и институты осуществления государственной политики в отношении детей. Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации федеральных целевых программ по улучшению положения детей в Российской Федерации, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне, в том числе улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В последние годы благодаря совместной деятельности органов и учреждений здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям, реализации мероприятий федеральных и региональных целевых программ удалось улучшить ряд показателей службы материнства и детства.

Однако вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. В результате показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне, превышая аналогичные среднеевропейские, и только 30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми.

Воздействие экологических и социально-психологических факторов, интенсивность которого в последнее десятилетие многократно увеличилась, приводит к тому, что состояние здоровья детей оценивается как катастрофическое. Доля здоровых детей составляет в субъектах Российской Федерации от 4 до 10 процентов.

Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, является неэффективность проводимых профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков, адаптацию к изменениям в социальной, экономической, экологической, образовательной среде.

Недостаточное внимание уделяется проблеме полноценного питания детей. Практически не разрабатываются и слабо внедряются современные, научно обоснованные организационные технологии по созданию условий для нормального физического и нервно-психического развития детей и реализации ими социальных функций, соответствующих возрасту.

Распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма среди подростков требует принятия экстренных мер по противодействию потреблению наркотических средств и асоциальному поведению.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Российской Федерации, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.

Развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры народного хозяйства страны наиболее развитых, неординарно мыслящих людей, то есть людей одаренных. Выявление и развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития, образования и воспитания, для чего необходимы усилия не только родителей и педагогов, но и всего общества. Необходима разработка системы выявления одаренности детей, обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию возможностей каждого ребенка, и прежде всего уникальных способностей особо одаренных детей.

В целях сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны необходимо поднять на государственный уровень решение проблем, обусловливающих создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования, адекватных требованиям научно-технического прогресса.

Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. За последние 10 лет численность больных наркоманией среди молодежи возросла в 17 раз.

Ежегодное стране выявляется более 300 тыс. уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100 тыс. из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает. Ежегодно сотрудниками органов внутренних дел выявляется и помещается в центры временной изоляции для несовершеннолетних до 60 тыс. детей и подростков.

Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно, среди них - насилие в семье, проблемы детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, особые проблемы детей, освободившихся из воспитательных колоний, мест лишения свободы или проживающих с одним из родителей.

Продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысячи брошенных детей являются объектами продажи и сексуальной эксплуатации, привлекаются к непосильному труду.
Свыше 11 тыс. подростков содержатся за различные правонарушения в воспитательных колониях, многие из них не имеют образования, соответствующего возрасту.

Реализация федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 1997-2001 годах позволила частично снизить остроту проблемы детской безнадзорности и социального сиротства. Создана сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых используются технологии, позволяющие оказывать детям экстренную помощь, поддерживать и восстанавливать их социальный статус, осуществлять социальную реабилитацию. В результате количество преступлений среди несовершеннолетних снизилось в 2000 году по сравнению с предыдущим годом на 6,2 процента.

В то же время следует отметить слабое развитие материально-технической базы этих учреждений, которое не позволяет на современном уровне проводить программы социальной и трудовой реабилитации подростков, в том числе освобожденных из мест лишения свободы.

Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий.

Принимая во внимание необходимость комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, корни которой кроются прежде всего в семье, следует продолжить работу в данном направлении в 2003-2006 годах.

Проблема сиротства, особенно социального сиротства, то есть сиротства при живых родителях, является одной из наиболее острых проблем детства. Отсутствие полноценной государственной системы поддержки семьи и стимулирования развития системы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не способствуют решению данной проблемы.

Следует отметить усложняющийся год от года контингент этой категории детей, среди которых увеличивается число детей со сложными комплексными видами отклонений в развитии и поведении.

Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при преимущественном в настоящее время воспитании этих детей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выдвигается проблема воспитания детей-сирот в приемных семьях на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната. Активное развитие таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей и естественного вхождения их в современное общество, что положительно скажется на всей дальнейшей жизни этих детей. Однако подобное воспитание детей требует активной поддержки государства.

В то же время существующая сеть детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не отвечает современным педагогическим и техническим требованиям. Многие из них требуют капитального ремонта, реконструкции и технического переоснащения, что должно осуществляться не только за счет средств федерального бюджета, но и прежде всего за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых расположено образовательное учреждение.

В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается рост числа детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, недостаточные возможности для ведения здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей.

В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, одна треть находится в специализированных детских учреждениях. В 1439 школах-интернатах системы образования проживают и обучаются 203 тыс. детей с умственными и физическими недостатками (из них 22,9 тыс. - дети-сироты), 30,5 тыс. детей воспитываются в 151 доме-интернате системы социальной защиты населения (половина из них - сироты) и 19,5 тыс. детей находятся в 249 домах ребенка системы здравоохранения. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности.

Решающее значение в становлении и развитии новой системы профилактической и реабилитационной работы с детьми-инвалидами и их семьями имеет подпрограмма "Дети-инвалиды".

II. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации

Целями Программы являются улучшение здоровья детей, профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, обеспечение развития и интеграции с обществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов, формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Достижение указанных целей будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.

Целью подпрограммы "Здоровый ребенок" является создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей материнской и детской, в том числе младенческой, смертности, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач: совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам охраны материнства и детства; совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи;

укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства;

внедрение в практику учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты населения современных медицинских, образовательных и психологических технологий, обеспечивающих сохранение здоровья;

профилактика заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте;

развитие информационных технологий в сфере охраны материнства и детства;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Целью подпрограммы "Одаренные дети" является создание на государственном уровне системы выявления, развития и поддержки одаренных детей, обеспечение условий для их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

Задачами подпрограммы являются:

создание условий для выявления детской одаренности и развития детей в соответствии с их способностями;

развитие центров работы с одаренными детьми;

ресурсное обеспечение учреждений образования, работающих с одаренными детьми;

создание на федеральном уровне системы научного, методического и информационного обеспечения работы с одаренными детьми.

Цель подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

стабилизация семьи как основного социального института общества, усиление ответственности родителей за воспитание детей;

совершенствование системы профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, детской беспризорности и безнадзорности; ресурсное обеспечение системы служб, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

развитие инновационных форм и технологий профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Целью подпрограммы "Дети-сироты" является предупреждение социального сиротства, социализация и интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом.

Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях (опека, патронат, усыновление);

государственная поддержка семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Целью подпрограммы "Дети-инвалиды" является формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, создание условий для их полноценной жизни, интеграции с обществом.

Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

создание системы профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей-инвалидов, интеграции их с обществом;

03.10.2002 Институт Развития Свободы Информации

 

Поиск по сайту

Материалы по дате

« 22 Сен 2017 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Архив материалов
Создание портала:
Государственное образовательное учреждение центр дополнительного образования детей "Дистантное обучение"
Юго-Западное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы